Комедия «Мещанин во дворянстве» и классицизм: доказательства связи


Классицизм – одно из наиболее ярких явлений литературного движения XVII-XVIII века. Вердикт о его значимости и наследии до сих пор остается предметом споров и дебатов в литературоведческом сообществе. Среди многочисленных произведений классицизма особое место занимает комедия «Мещанин во дворянстве» выдающегося русского драматурга Дениса Фонвизина.

В своем произведении Фонвизин страстно отстаивает принципы классицизма, где главным критерием красоты и идеала является гармония и умеренность. Сюжет комедии развивается вокруг главного героя Ивана Михайловича Ладыжинского, богатого мещанина, который стремится стать дворянином и получить благосклонность своей любимой Дарьи. На пути к своей цели Ладыжинский впутывает себя во множество комичных ситуаций, несовместимых с его низким происхождением.

Фонвизин с легкой иронией и педантичностью изображает мещанскую среду купечества, в которой чувства и эмоции ставятся в рамки общественной нормы и принципы уважения обладают превосходство над интимными желаниями. Комедийный характер произведения подчеркивается сильными и яркими диалогами, переполняющими стихийностью и естественностью.

Обзор исторического контекста

В период Классицизма (XVII-XVIII века) в Европе происходили значительные социокультурные изменения. Это был период, когда рационалистические идеи проникали в различные сферы общества, включая литературу и театр.

Во Франции Классицизм олицетворялся в творчестве писателей, таких как Жан Батист Мольер. Жан Батист Мольер был одним из величайших комедиографов Классицизма и его комедии считались примерами идеальной классической драматургии.

«Мещанин во дворянстве» – одна из наиболее известных комедий Мольера, написанная в 1670 году. Она стала популярным произведением, которое отражает идеологию и эстетику Классицизма.

Главный герой комедии, вобравшийся в дворянство, переживает целый ряд смешных и нелепых ситуаций, что позволяет автору усмехнуться над пороками общества и высмеять бездумное подражание великим дворянским традициям.

Театральные спектакли того времени были тесно связаны с политическим, социальным и философским контекстом эпохи, что проявлялось в выборе сюжетов, характерах героев и моральной атмосфере произведений.

События эпохиВлияние на комедии Мольера
Государственные и социальные реформыИзображение героев, которые стремятся к социальной мобильности и имитируют аристократический образ жизни.
Философское направление разумаКритика бездумной подражательности и недостатков аристократической элиты.
Церковная реформаСатира на лицемерие и моральные дефекты церковных деятелей.
Возникновение капитализмаИзображение торговых представителей и описание их поведения.

В комедии «Мещанин во дворянстве» Мольер с юмором показывает противоречия и несостоятельность ряда ценностей, характерных для Классицизма. Она стала ярким примером того, как театр мог высмеивать и критиковать общественные недостатки, при этом сочетая смешные сцены с глубоким содержанием и моральными поучениями.

Анализ характеров героев

Главный герой комедии — Анна Федоровна, которая внезапно получает дворянское звание. Ее образ характеризуется множеством противоречий: она является мещанкой, но стремится быть достойной дворянского состояния. Анна Федоровна — представитель мещанской культуры, она глупа, амбициозна и честолюбива. В то же время она добра, открыта и искрення. Ее характер противоположен дворянскому обществу, что создает множество комических ситуаций.

Герой — граф Иван Петрович Обломов — является типичным представителем дворянского общества. Он ленив, пассивен и бездельничает. Образ Обломова характеризуется повседневностью и неспособностью справиться с проблемами. Граф Иван Петрович — противоположность Анны Федоровны, он не стремится к перемены своего положения и не преследует никаких целей. Его характер создает комические ситуации и позволяет автору высмеивать пустоту дворянского общества.

Другие персонажи комедии также являются яркими и насмешливыми типами. Например, граф Ургельский -ставит на первое место деньги и суету, и мещанка Алиса -особа, восторгающаяся дворянскими титулами и богатством. Их характеры привносят в комедию элементы сатиры и критики современного общества.

Анализ характеров героев в комедии «Мещанин во дворянстве» демонстрирует хорошо проработанные и достоверные типажи, которые являются основой для создания комических ситуаций и развития сюжета. Шарль Габриэль Гольдони умело использует их для выявления недостатков общества и достижения цели своего произведения — развлечения и образования.

Особенности сюжетной структуры

Драматургическая поэтика классицизма требовала от авторов учета единства места, времени и действия. В комедии «Мещанин во дворянстве» соблюдается правило единства места: все события происходят в одной избе. Кроме того, действие происходит в течение одного дня, что соответствует требованию единства времени.

Сюжет комедии развивается через ряд эпизодов, связанных общей темой стремления Чацкого к дворянскому статусу. В каждом эпизоде Чацкий сталкивается с препятствиями, которые мешают ему достичь своей цели. Например, ему приходится бороться с упрямством своей жены и соперничеством других дворян, а также преодолевать свои собственные недостатки и слабости.

Сюжетная структура комедии богата событиями и перипетиями. Важный элемент сюжета — встреча Чацкого с иноземцем Бельским, который помогает герою в его стремлении к дворянству. Это вносит в сюжет неожиданный поворот и увеличивает напряжение драматической ситуации.

Классицизм в комедии «Мещанин во дворянстве» проявляется не только в сюжетной структуре, но и в строгой форме, традиционных характерах персонажей, а также в использовании аллегорических элементов. Сюжетная структура создает единство и законченность комедии, позволяя выразить идеи и моральные нормы классицистической эпохи.

Преобладающие темы и мотивы

Одной из основных тем является противопоставление двух социальных сфер: дворянства и мещанства. Дворяне представлены как благородные, образованные и элегантные люди, в то время как мещане описываются как необразованные, грубые и простоватые. Такое противопоставление позволяет автору высмеивать нравы и особенности каждого класса.

Еще одной важной темой является тема образования и науки. В комедии акцентируется внимание на том, что безобразие и простота мещан превозмогаются только путем образования и культуры. Прототипом для мещан-сословия, получающих образование, служит герой комедии Иван Иванович Лукашевич, которого можно считать положительным героем.

Еще одним мотивом в комедии является тема брака. Основным персонажем, который становится предметом комического развития в этой теме, является герой Петр Ионович Паратов. Его желание перейти в дворянское сословие диктуется, в первую очередь, его стремлением вступить в брак с дворянской девушкой. Автор высмеивает подобную мотивацию, показывая ее неестественность и нелепость.

Таким образом, в комедии «Мещанин во дворянстве» классицизм проявляется в противопоставлении двух социальных сфер, ярком обращении к образованию и культуре, а также в изображении безумия и нелепости стремления к дворянству через брак.

Добавить комментарий

Вам также может понравиться